Тема урока:
Красота и правда в искусстве и в жизни
Тема урока:
Красота и правда
в искусстве и в жизни.
Цели: показать, что жизненная правда, неопределима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной красоты. Оборудование: портрет М. И. Глинки, его произведения: Ария Сусанина, хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», «Ты, соловушко, умолкни» на слова В. Забеллы, А. С. Пушкин « Канон в честь Глинки», романс «Я помню чудное мгновенье», «Патриотическая песня».
Ход урока
Вход под музыку « Патриотическая песня». В конце 20 веков – была чемпионом России. - Вы убедились в том, что музыка, воздействует на людей, влияет на жизнь, преобразил её. - Почему так происходит? Что таит в себе музыка? В чём её сила? На этот вопрос вы будете искать ответ в этом полугодии. На этом уроке обратимся к музыке М. И. Глинки. - Назовите произведения композитора, с которыми вы знакомы (вальс-фантазия, романс « Жаворонок», опера « Иван Сусанин) - Помните такой эпизод в опере? Рассвет. Заснеженный лес. На снегу вповалку спят враги. Не спит только Сусанин. Он знает, что его ждёт смерть: враги чуют правду. Тяжело умирать, но долг свой он исполнил. Сусанин прощается с жизнью, с родной землёй. - Слушание Арии Сусанина. Послушайте Арию Ивана Сусанина. Обратите внимание, чем начнётся ария, как она развивается. Меняется ли настроение музыки? С чем это связано? Что такое ария? – Какое впечатление произвела ария? Получился ли образ Сусанина правдивым? – Как композитор передал душевное состояние человека, готового принять смерть во имя спасения Родины? (сумрачный минор, медленное движение, динамика тихая). Мужественный характер образа передан мелодиями, написанными в духе русских народных песен. Это подчёркивает связь героя с народом, его чувствами и мыслями. - Послушайте песню « Сусанин» на стихи Рылеева, музыка народная. - Знакомство с хором « Славься» из оперы. - Ещё один эпизод оперы. Враг побеждён. Красная площадь в Москве заполнена народом, который радостно приветствует русские войска. Победно, величаво звучит хор « Славься» - Прослушивание хора « Славься». - Какими средствами, М. Н. Глинка передал радость победы? (радостный мажор, быстрый темп, громкая динамика) В арии Ивана Сусанина красивы его мужество, благородство, любовь к Родине. Красив его подвиг, потому что подвиг – это высшее проявление красоты человеческого духа. Этот хор – светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник народному патриотизму. Первоначальное название оперы « Жизнь за царя». С большим успехом опера состоялась в 1837г в Петербурге в присутствии Царской семьи. - М. И. Глинка положил начало русской классической музыке. Благодаря таланту его герои « Иван Сусанин»,- ожил со сцены, родился в 1804г в селе Новоспасском Смоленской губернии, где мальчику Мише пела песни его няня, мать хорошо играла на фортепиано, тем самым привила любовь к музыке. У дяди был крепостной самодеятельный оркестр. Музыка – душа моя – сказал когда-то Глинка. 1818г отец привёз в Петербург, в пенсион. Столица радовала его театрами. Он знакомится с А. С. Пушкиным, который хаживал в пансион к Лёвушке. Пушкин написал стихи про Глинку. - Слушание « Канон в честь Глинки». Обучался игре на скрипке, фортепиано. Стал сочинять собственные песни и романсы. Из-за слабого здоровья в 1830г отправляется за границу, чтобы подлечиться. Всю Италию и Германию проехал с нотной тетрадкой, знакомился с музыкальной культурой. Смерть отца, невыносимая обстановка в семье, неудачная женитьба, он уходит из дома, переезжает жить к друзьям. В 1834г он влюбляется в младшую Керн Екатерину, воспетую А. С. Пушкиным Анны Керн « Я помню чудное мгновенье». Он сочиняет романс. - Слушание романса. 1857г – скончался в Германии. Прах гения был перевезён в Петербург и захоронен в Александро-Невской Лавре. - Разучивание песни: « Ты, соловушко, умолкни». - Какой характер песни? - Какие чувства она вызывает? Итог урока: С оперой Глинки « Иван Сусанин» является новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период русской музыки. Такой подвиг есть дело не только таланта, но гения. Сила музыки Глинки заключена в жизненной правде. Жизненная, правда, неотделима от правды искусства, так же как красота искусства неотделима от жизненной правды.
Домашнее задание: привести примеры повторения геройского подвига И. Сусанина в годы Великой Отечественной войны Ария (от итальянского – песня) всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его « музыкальный» портрет.